Проституция широко известна как «самая старая торговля в мире». Историки продолжают спорить, когда она впервые появилась и где возникла. Торговля человеческой чувственностью — это тема, к которой часто прикасаются только кончиками пальцев. Было много попыток предотвратить секс-бизнес из соображений морали. Тем не менее, он всегда сохранялся, часто скрытым и тайным путем.
Пьер Дюфур, французский культуролог XIX века, размышлял о зарождении сексуальных услуг в своей книге «Всемирная история проституции»: «Проституция появилась в мире в тот день, когда первая женщина увидела себя как продаваемый товар». Неясно, когда именно это могло быть. Дюфур увидел истоки торговли сексом в храмовой проституции, которая, как говорят, существовала еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. Говорят, что это был своего рода ритуал дефлорации перед браком за плату: молодые женщины предлагали себя мужчинам в храме в честь богини плодородия. Однако в прошлом предположение Дюфура было спорным. Согласно текущему состоянию исследований, свидетельств храмовой проституции в классической античности нет. Это практиковалось только в Индии и практикуется до сих пор. Историк Таня Шеер видит истоки проституции в рабстве. Рабыни продавались как товар и не имели прав. Часто они сами служили своему хозяину проститутками или отдавались другим мужчинам за плату.
От греческих и римских жеребцов. С греками и римлянами торговые расчеты и взгляд на тело как на товар стали более важными. Согласно историческим данным, самые старые официальные бордели существовали в Греции. Греческий государственный деятель Солон построил так называемые государственные бордели в 7 веке до н.э. и зарабатывал на них хорошие деньги.
В то время женщины из всех слоев общества работали секс – работниками. Но до наших дней дошли истории о так называемых гетерах, оплачиваемых любовницах влиятельных греческих мужчин. Реликвия секс — индустрии времен Римской империи, всемирно известная своими эротическими фресками, которую можно посетить и сегодня: Лупанар в Помпеях. Языческая древность и ее непредвзятый подход к любви, которую можно купить, интерпретировались в ходе истории иногда как чистая радость жизни, иногда как зловещий упадок и его предвестник. Ранние христиане видели упадок в удовольствиях и жизнерадостности языческой древности. По их мнению, падение Помпеи в 79 г. было доказательством этого.
В первые века после Рождества Христова они разработали религиозно-нравственную контр концепцию: в их понимании женский пол считался соблазнением. Только сексуальный аскетизм и обращение к Богу могли принести спасение душе. Сексуальность в браке нужна для продолжения рода; секс для физического и эмоционального удовольствия был чистым грехом. Легенды христианских проституток, такие как история Марии Магдалины, являются примерами проституток как раскаявшихся грешников. В средние века люди относились к проституции неоднозначно. Ее осуждали религиозно и морально, но законом разрешали. Не в последнюю очередь для защиты «благородной женщины» и из-за финансовых доходов проституция официально регулировалась властями. И, как это ни парадоксально, церковь терпимо относилась к этой древней профессии женщин. А церковь имела большое социальное влияние в средние века. В России строились так называемые женские приюты — публичные дома, организованные государственной властью. Условие: они должны были оставаться закрытыми в Святые воскресенья и праздничные дни. Самим проституткам выдавали желтые билеты.
Проститутки в средние века. Как проституткам приходилось идентифицировать себя в средние века? Женщины, занимающиеся проституцией, должны были быть узнаваемыми в общественной жизни на протяжении многих веков. Обычно это делалось через одежду. Внешняя маркировка была распространена уже в древние времена. Преимущество для клиента было в том, что он мог быстро понять, куда ему нужно идти, если он хочет воспользоваться сексуальными услугами. В средние века эта привычка стала законной. Проститутки официально объединялись в гильдии. И, как это было принято в гильдиях того времени, они также должны были соблюдать дресс-код. Главы женского приюта в средние века, так называемые женщины-помещицы, не только заботились о еде и заработной плате женщин, но и отвечали за их одежду. Хотя дресс-код для проституток варьировался от региона к региону, красный цвет обычно играл решающую роль. Во многих городах, таких как Гамбург, проститутки указывали красной шляпой, что они предлагают сексуальные услуги. В других городах сделали это с желтой повязкой на руке. В средние века, когда проституток все чаще называли слугой дьявола или ведьмой, дресс-код превратился в повод заклеймить. В 16 веке люди указывали пальцем на женщин в красных шапочках или желтых юбках.
Долгое время проститутки не скрывались или выделялись как таковые через одежду. Требование маркировки интерпретировалось с разной степенью строгости на протяжении веков. Иногда это было более, иногда менее унизительно. Сегодня к проституткам уже не применяется дресс-код. Наоборот: проститутки в основном живут анонимно, они сознательно не хотят, чтобы их узнавали. К концу средневековья существовал большой разрыв между моралью и практикой. В частности, Реформация, инквизиция и распространение венерического сифилиса привели к социальной изоляции проституток, начиная с 15 века. Теперь они были заклеймены как «Врата дьявола» и осуждены как ведьмы. Церковь предлагала помощь при выходе — проститутки могли выбирать жизнь в монастыре, — но торговля не прекратилась. Проституция продолжала существовать тайно.
Индустриализация — проституция как массовое явление. В 18-19 веках, в эпоху промышленной революции, многие люди стекались в оживленные города. Проституция переживала стремительный бум. Якобы в 1839 году на каждые 800000 жителей Лондона приходилось около 80 000 проституток. Секс за деньги стал массовым явлением. Бедность, криминализация среды и дальнейшее распространение венерических заболеваний в конечном итоге привели к тому, что по всей Европе были приняты различные законы против этого явления, а проститутки стали проходить регулярные медицинские осмотры. В начале 1901 году проституция стала аморальной, а публичный дом стал местом блудодеяния. Шлюхи — это персонажи «полусвета», которые занимались своими делами в подполье. Проституция не подходила для добродетельного просвещенного общества.
Секс-работа: профессия полностью легальная? В России более миллиона мужчин ежедневно обращаются к услугам проституток. По оценкам Росстата, годовой оборот секс-индустрии, в которой преобладает гетеросексуальная проституция, составляет от до 50 миллиардов рублей в год. По некоторым оценкам, количество шлюх Москвы и России в целом составляет около 400 000 человек, из них около 90 процентов — женщины. В новом тысячелетии просвещенное общество знаний ищет сознательный подход к теперь уже глобальной проблеме проституции. Это больше не должно быть табу. Даже если европейские государства очень по-разному подходят к этому явлению.
В Швеции, например, с 1999 года клиентов наказывают за использование сексуальных услуг за деньги. Человек пытается, так сказать, добраться до корня проблемы, потому что, как гласит аргумент, именно мужчины поддерживают бизнес в соответствии с их потребностями. Это не мешает проституции. Однако в Голландии проституция полностью легальна с 2000 года. Согласно девизу: то, что нельзя предотвратить, нужно как минимум регулировать. В Германии был сделан шаг в голландском направлении. С 2002 года секс-работа больше не аморальна из-за нового закона о проституции. 1 июля 2017 года вступил в силу Закон о защите проституции, цель которого — предоставить женщинам лучшие возможности трудоустройства и вытеснить преступность из сферы проституции.
Очень хотелось бы, чтобы и в России проститутки были защищены законом!